Учебник (самоучитель) по виндсерфингу

Учебник (самоучитель) по виндсерфингу

Самоучитель по виндсёрфингу от Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова) — обновленная версия.
Ссылка на оригинал surfline.ru
Теория виндсерфинга и практические советы. Многие серферы научились виндсерфингу на базе этого учебника

 Часть  1: Что это за зверь такой — виндсерфинг?
Вот он лежит на берегу, лоснясь бортами, топорщась какими-то лопастями и шелестя парусом. Сразу видно, что доска и парус это две разные детали и их можно отделить друг от друга. Парус (sail) натянут на мачту (mast). Ручка, за которую вы будете держать парус прикреплена к мачте и называется — гик (boom). В месте крепления гика к мачте привязана толстая, узловатая веревка — стартшкот, за нее вы будете на первых порах поднимать парус из воды. Приспособление, которым мачта крепится к доске называется — шарнир (mast foot), а соответствующее гнездо в доске — степс (steps).

Брайн Талма юнный

Комментарии к картинке:
1 — Брайан Талма (виндсерфер 🙂 — на нем надета трапеция (harness);
2гик (boom);
3старт шкот;
4шарнир (mast foot);
5 — часть паруса — задняя шкаторина;
6 — петли для трапеции;
7 — логотип F2 😉Брайан Талма на F2 Air с парусом Arrows Warrior.

Верхняя поверхность доски называется палубой, нижняя — днищем. Примерно посередине доски из днища на некоторых досках торчит лопасть — шверт (dagger, sword). Шверт нужен для того, чтобы идти против ветра и может убираться внутрь доски или выпускаться наружу. Для этого не нужно нырять в воду или вытаскивать доску на берег, достаточно нажать ногой на верхнюю часть шверта, выступающую над палубой.

Дора Бриа

Комментарии к картинке:
1 — Дора Бриа (виндсерфергистка 🙂 — трапеции на ней нету (harness is not there);
2гик (boom);
3старт шкот;

Передняя часть доски называется носом, а задняя кормой.
Степс всегда находится ближе к носу от шверта, а шверт, соответственно, ближе к корме от степса. (Кстати, прорезь в доске под
шверт называется швертовым колодцем). Ближе к корме из днища торчит еще одна маленькая лопасть — плавник (fin), он
будет помогать вам держать прямолинейное направление движения (курс).

Виндсерфинг разбор полета
Комментарии к картинке:
1 — часть паруса — head;
2мачта (mast), часть паруса — мачтовый карман (luff);
3 — части паруса — камберы (cambers);
4 — часть доски — нос;
5 — часть доски — палуба;
6плавник (fin);
7 — часть доски — корма;
8 — Энт Бэйкер (виндсерфер) — на нем тоже трапеция (harness);
9 — часть паруса — шкотовый угол;
10парус (честно :-);
11 — часть паруса — лата(battern).

И что же с этим делать?

Не надо стремиться сразу же броситься в бурные воды, как говорится «без руля и ветрил». Сперва вам необходимо научится готовить доску к подъему паруса, а потом и к старту. А это означает, что вы должны научиться:

  1. определять откуда ветер дует;
  2. переносить доску в сборе с парусом;
  3. забираться на доску;
  4. правильно стоять на доске;
  5. проворачивать доску до подъема паруса — в так называемое базовое положение;
  6. поднимать парус из воды;
  7. правильно стоять на доске с поднятым, но еще не наполненным парусом — положение дрейф;
  8. вращать доску на месте при поднятом парусе, в положении дрейф.

И все это без опоры на дно, только с помощью собственных сил, ветра и паруса.

Откуда ветер дует?
Для виндсерфера нет ничего важнее ветра. Он наш друг и союзник, хотя иногда и кажется, что наоборот. Парус — наш двигатель, а ветер — наше горючее. Вам не удастся сделать ничего наперекор ему, только в согласии с ним. Первое, что делает хороший виндсерфер, выходя на берег — определяет откуда дует ветер. И в дальнейшем занимается этим непрерывно, все время, пока он на воде. Ветер ощущается кожей, слюнявым пальцем, виден по ряби на воде, деревьям. С ростом опыта решение этой задачи станет привычным делом.

Как забраться?
Забираться на доску нужно всегда со стороны, противоположной той, с которой лежит парус, иначе вас может зажать между парусом и доской, брошенной случайной волной.

  1. Подплываете к доске;
  2. Кладете руки на палубу;
  3. Поднимаетесь силой рук вверх, помогая интенсивной работой
    ног, заканчивая прыжком на колени;
  4. Ловите старт-шкот;
  5. Опираясь о старт-шкот, встаете на ноги.

Стоим на доске.
Забравшись на доску, вам нужно сразу же занять устойчивое положение, предполагающее последующий подъем паруса.

  • ноги на ширине плеч, степс точно между ног — это очень важно,
    если вы сделаете не так, то при подъеме паруса доску будет закручивать, причем вы даже не сможете понять почему;
  • передняя часть стопы на осевой линии доски, ни в коем случае не
    заступайте за осевую линию на сторону паруса, это может привести к падению верхом на мачту;
  • держитесь за старт-шкот.

    Обратите внимание на то, что про положение доски относительно ветра мы пока ничего не говорили.
Ориентируем доску для подъема паруса в базовое положение.
Безопасно поднять парус можно только при положении
доски, перпендикулярном к направлению ветра, парус при этом должен находиться со стороны борта, противоположного тому, в который дует ветер (на подветренной стороне). Учитывая, что на воде исходное положение может быть каким угодно, нам придется пользоваться некоторыми приемами для разворота доски и паруса в нужное положение.

Вращение доски относительно паруса (не поднимая оного).
Стоя на доске, вы можете вращать доску относительно паруса, в определенных пределах, конечно.
Для этого нужно натягивая старт-шкот перенести вес на ту ногу, которую мы хотим, вместе с доской провернуть к парусу. Этот
прием используется в основном для поддержания перпендикулярности паруса (мачты) и доски перед и в процессе подъема паруса.

Подготовка к подъему паруса.
Итак, забравшись на доску, произвольно лежащую не воде, вы:

  • вышеописанным приемом добиваетесь перпендикулярности доски и паруса;
  • затем, натягивая старт-шкот, слегка отрываем парус от воды;
  • поддерживая перпендикулярность доски и паруса, ждете пока ветер не развернет всю систему из вас, доски и паруса в базовое положение.

Если вы все сделали правильно, через некоторое время доска сама займет положение перпендикулярное ветру, парус,
следовательно, будет ориентирован по ветру. Все, вы в базовом положении.

Поднимаем парус.
Если вы готовы поднять парус, то надо это сделать! 🙂
Тяните за старт-шкот вверх, выпрямляя ноги, используя спину и вес тела. Не тяните на себя и вниз — вы пытаетесь согнуть, сжать
мачту — не выйдет, мачта штука крепкая. Следует быть готовым к тому, что как только парус оторвется от воды его сопротивление резко уменьшиться — есть опасность упасть назад. Как только парус оторвался, дальнейший подъем осуществляется только силой рук, перебирая по старт-шкоту. Как
только добрались до передней оковки гика, переходите в положение дрейф.

Положение дрейф.
Стойка в положении дрейф отличается от всего, что вы делали до сих пор. Парус поднят и свободно полощется по ветру. Вы в связке с парусом, он — флюгер, вы — балансир оного, вместе вы вращаетесь вокруг воображаемой оси — вертикальной и проходящей через степс. Вы не мешаете ему вращаться, если хочет, переступая по окружности и сохраняя свое положение относительно паруса. На положение доски при этом внимания не обращайте. Итак, положение дрейф — это:

  • Пятки вместе, носки врозь, степс между ног;
  • Колени и локти полусогнуты;
  • Спина прямая!!!
  • Руки на гике, с двух сторон от мачты, максимально близко к мачте;
  • Балансируете парусом, пользуясь полусогнутыми руками, с целью не упасть.

Если вы все сделали правильно, то доска сама будет стремиться сохранить положение перпендикулярное ветру.

Развороты на месте
Нам остается добавить небольшой, последний штрих к нашей предстартовой подготовке — научится разворачивать доску носом в ту сторону, в которую мы хотим двигаться. Все наши предыдущие действия привели к тому, что мы стоим в положении дрейф, парус поднят и полощется по ветру, доска перпендикулярна ветру. Но нос, возможно, смотрит совсем в другую сторону. мы должны научиться разворачивать доску на месте в положении дрейф. Для этого существуют два приема, каждый рассчитан на свою силу ветра.

Слабый ветер.
Ветер стремиться удержать парус во флюгере. Опираясь о парус, как бы «зажатый» ветром во флюгере, проворачиваем доску ногами,
переступая по мере поворота, сохраняя свое положение относительно паруса.

Сильный ветер
Наклоняем мачту в плоскости тела на нос или корму. Куда наклоним то и будет разворачиваться по ветру. Сохраняя новое положение относительно паруса, переступаем по доске по мере ее поворота

Одежда
Даже в жару, мокрому на сильном ветру легко переохладиться, причем в пылу борьбы заметить это можно не сразу. Обязательно запаситесь гидрокостюмом или хотя бы ветровкой. На первых порах не лишними будут также кеды или любая другая обувь на резиновой подошве и перчатки. При выходе на глубину непременно пользуйтесь спасательным жилетом.

Переноска виндсерфера
Несмотря на банальность задачи, не всегда сразу сообразишь с какой стороны подойти и как избежать ситуации с чемоданом без ручки. На берегу виндсерфер всегда должен лежать с парусом, ориентированным мачтой на ветер, иначе первый мало-мальски сильный порыв ветра перебросит парус. Как обычно, по закону подлости, мимо в этот момент будет кто-нибудь проходить.

Для переноски доски поставьте ее на ребро, зайдите между доской и парусом, возьмитесь одной рукой за мачту выше шарнира, другой за основание
выпущенного шверта, двигайтесь навстречу или под небольшим углом к направлению ветра. Парус должен смотреть при этом мачтой на ветер.

Немного о падениях

Падая не отпускайте мачту и парус. Пока вы держите гик снаряжение управляемо. Парус, оставленный на произвол ветра, тем более в падении, может наделать много бед.

Упражнения

Экстремальную ситуацию проще избежать, чем из нее выкручиваться. От того как мы организуем наши занятия будет зависеть удовольствие,
которое мы можем получить или не получить, и время которое можно потратить на бессмысленное барахтанье или использовать с пользой, планомерно приближаясь к поставленной цели.

Приступая к упражнениям, стоит наметить себе зону в прибрежной полосе — 20-30 метров в обе стороны по берегу, вдаль до глубины по грудь, и
экспериментировать на этом участке. До тех пор, пока мы не начнем устойчиво идти, а мы еще к этому не готовы, нас будет неизбежно
сносить по ветру. Заметив, что нас снесло к границе намеченной нами зоны, мы просто встаем ногами на дно и буксируем виндсерфер
в исходную точку, откуда продолжаем упражнения. Согласитесь, что лучше это делать раз в пять минут, чем выходить с виндсерфером пешком в течении нескольких часов из дальних пределов, куда мы можем попасть довольно быстро.

Самое лучшее, если вы будете заниматься с другом или подругой, тренируясь по очереди и присматривая друг за другом во время отдыха.

1. Забираемся на виндсерфер, вращаем доску относительно паруса переносом веса с ноги на ногу, пробуем сориентировать доску не опираясь
на дно из произвольного положения в положение удобное для подъема паруса (предварительно специально поставьте снаряжение в максимально неудобное для подъема паруса положение, как это обычно само собой и случается) Конечная цель — уметь занять базовое положение из произвольного в любом
случае.

2. Поднимаем парус, учимся продолжительно стоять в положении дрейф. Конечная цель — приучить вестибулярный аппарат к новым условиям, и научиться стоять в дрейфе сколь угодно долго.

3. Разворачиваемся на 360° на месте как через нос так и через корму.
Предпочтительнее пользоваться методом для сильного ветра. В очень слабый ветер метод для сильного ветра может не сработать, тогда уже деваться будет некуда и придется пользоваться методом для слабого ветра. Конечная цель — один полный разворот через нос и один полный разворот через корму обоими методами.

Правила безопасности на воде.

Помните что выходя на воду на парусной доске, вы всегда (даже в самую тихую и спокойную погоду) вступаете в единоборство со стихией, причем делаете это добровольно на свой страх и риск. Ваша жизнь и здоровье зависит от ваших действий. Даже при наличии хорошо развитой спасательной службы вы бездумными действиями, можете создать ситуацию, когда спасение станет просто невозможным. Поэтому выходя на воду, без реального плана как вернуться без посторонней помощи и как действовать при возможном изменении условий — безумие.

Профилактика (перед выходом).

Самый лучший выход из неприятных положений — это не попадать в них.
· Перед выходом убедитесь в исправности и правильной настройке оборудования (конечно для этого надо знать как оно устроено и как
его настроить).
· Пользуйтесь спасательным жилетом.
· Старайтесь правильно определить подходящие для вас погодные условия, и динамику их изменения. Проконсультируйтесь с более опытными в этом вопросе людьми.

На воде
· Рассчитывайте свои силы, возвращайтесь до того как почувствовали изнеможение.
· Не выходите в ветер дующий от берега.
· Не роняйте парус — лучше перейти в дрейф если что-то не так.
· Не падайте, лучше роняйте парус.
· Планируйте свой маршрут. Сначала, пока есть силы, выходите против ветра, с тем чтобы вернуться легким курсом по ветру.
Даже если вы не сможете идти обратно по каким-либо причинам, вас прибьет в исходную точку.
· Если не чувствуете уверенности не удаляйтесь далеко от берега — любую цель можно достичь несколькими способами.
· Падая не выпускайте из рук паруса. Если это неизбежно постарайтесь отпрыгнуть подальше от доски и паруса, но только не по ходу движения.
· Если погода изменилась или у вас кончились силы и возвращение проблематично, но вы пока еще идете — не стремитесь вернуться во что бы то не стало, доберитесь до ближайшего берега, отдохните. Возможно за это время погода улучшиться.
· Никогда не отдыхайте сидя на доске и бросив парус, не стойте долго в положении дрейф. Как только доска теряет ход, ее начинает незаметно но очень быстро сносить по ветру. Полученные силы будут израсходованы на то чтобы добраться до точки где вы начали отдыхать. Лучше пристать к ближайшему берегу, отдохнуть, согреться после чего продолжить путешествие.

Если вы попали в критическую ситуацию.

Вы в открытом море, нет сил идти ни как, что-либо в снаряжении развалилось и тому подобное.

БЕЗ ПАНИКИ! НИКОГДА НЕ БРОСАЙТЕ ДОСКУ!
(Доска утонуть не может ни при каких обстоятельствах, а вы можете)

Попробуйте целенаправленно дрейфовать к ближайшему берегу. Возможен целенаправленный дрейф в 3-х направлениях — два перпендикулярно ветру ,одно по ветру.

1. Перпендикулярно ветру:
1.1. Разверните нос в нужном направлении (с помощью техники разворота на месте).
1.2. Встаньте в положение дрейф.
1.3. Опустите в воду угол паруса (держаться можно за мачту или старт-шкот)
1.4. Доска будет медленно двигаться перпендикулярно ветру.

2. По ветру:
2.1. Встаньте в дрейф.
2.2. Разверните нос по ветру (используя технику разворота на месте).
2.3. Стойте в этом положении.

Если дрейф по каким либо причинам неприемлем (поломка паруса, нет берега ни в одном из возможных направлений дрейфа и тому подобное) частично разберите парус, используйте веревки паруса для увязки его в жгут. Расположите его вдоль доски на корму, по возможности закрепив веревкой. Лягте на доску и носом вперед гребите руками или швертом. Грести с не сложенным парусом возможно, если размер вашего паруса позволяет его положить на корму, в ином случае парус будет для вас хорошим плавучим якорем.

В крайнем случае, в особо жестких условиях (сильный ветер и волна) если разборка и упаковка паруса не возможна, сбросьте парус, но не оставляйте доску. Доска — наилучший спасательный плот. Грести стоит к ближайшему берегу. В очень сильный ветер, выгребая против ветра вы можете оказаться в ситуации, когда ваши усилия не приближают вас к цели, гребите поперек ветра — лишь бы добраться до берега.
Если чувствуете, что до берега вам самостоятельно не добраться — подавайте SOS — встаньте на доску, руки в стороны, качайте руками (конечно это имеет смысл если вы находитесь в зоне действия спасательной службы).

Добравшись до берега первым делом согрейтесь. Постарайтесь найти сухое, безветренное место, избавиться от промокшей одежды, попробуйте согреться движением. Если есть возможность рассчитывать на помощь спасательной службы, поставьте доску или парус вертикально, оперев о камень, дерево и тому подобное так, чтобы место вашей высадки было заметно издалека.

Смена курса (руление)

Если вам удается уверенно трогаться с места и какое-то время перемещаться по прямой, то вам стоит попробовать менять курс (направление движения). Делать это совсем просто:
· вы идете по прямой, только что стартовав перпендикулярно ветру;
· попробуйте отклонить парус, не теряя тяги вдоль осевой линии доски на корму, потом возвратить обратно, пока доска не прекратит разворот и не останется на новом курсе;
· попробуйте сделать то же самое в другую сторону, отклоняя парус на нос;
· Не увлекайтесь вам еще рано в свободный полет, 20-30 метров и в дрейф — разворот на месте.

Хотя на первый взгляд это и кажется баловством, но тем не менее виндсерфер является хотя и малым, но совершенно полноценным судном. Причем не
самым захудалым — мировой рекорд скорости около 95 км/ч — в хороший ветер далеко не всякая моторка сможет с вами справиться. Вы являетесь одновременно и капитаном, и матросом, и штурманом этого судна. Как капитану парусника вам пригодятся некоторые сведения о том, что ваше судно
может, а что — нет.

Для вас на воде не существует таких понятий как лево и право. Все направления отсчитываются от направления ветра. Первое что вы должны сделать выходя на воду — определить откуда дует ветер и делать это непрерывно каждое мгновение. Откуда ветер дует можно определить по деревьям, ряби на воде, облакам, почувствовать кожей, парус в положении дрейф также показывает направление ветра. Ветер штука капризная, все время меняет направление и скорость. Вы должны быть готовы в любой момент отреагировать на его изменение.

Курсы (возможные направления движения) делятся по отношению к ветру на курсы левого галса и курсы правого галса. Ветер дует в левый борт — вы
идете левым галсом, в правый — правым галсом.
Борт в который дует ветер наветренный (на ветру), другой — подветренный. Так повелось с парусных кораблей и яхт. Парусное судно с жестко закрепленной мачтой неизбежно идет с креном (в отличии от виндсерфера который идет ровно, а открениваемся мы и парус) и поэтому один борт выше а другой ниже. Выше — на ветру, ниже — под ветром.

Поворот в пределах 180° (не пересекая линию ветра) не меняя галса — называется смена курса.
Поворот на больший угол, с пересечением линии ветра, со сменой галса — называется разворотом или поворотом.

Русское морское парусное дело было начато Петром и в основе его лежит опыт голландцев, поэтому русская морская парусная терминология имеет голландские корни. В дальнейшем мы будем пользоваться этой терминологией.

Так как принципиально важно наше положение относительно ветра то такие характеристики как лево и право не годятся (они ничего не говорят о нашем и ветра взаиморасположении). Поэтому говорят:

· Повернуть носом к ветру — привестись (приводиться), идти круче против ветра, острее.
· Повернуть носом от ветра — увалиться (уваливаться), идти положе.

Названия курсов:
· Галфвинд (halfwind — пол ветра) — это наш стартовый курс (перпендикулярно ветру)
· Бейдевинд (против ветра) — курс под углом против ветра. Чем меньше угол нашим курсом и ветром, тем ост-рее мы идем к ветру
· Бакштаг (из штага в бак) — курс под углом по ветру
· Фордевинд (по ветру) — ветер точно в корму
· Положение Левентик — нос смотрит точно туда откуда ветер дует. Курсом левентик нельзя идти без весел или мотора. В этом положении можно только находиться. Впрочем снос по ветру значительно меньше чем в положении дрейф.

Таким образом галс и название курса однозначно и точно определяют наше положение относительно ветра.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.